Вы здесь: / Летопись

Введение в летопись

С холмов Москвы вперяю очи
В широкий, дальний небосклон:
Монастыри, леса и села
Красуются со всех сторон.
Поившая своей волною
Давно минувшие века,
Там вьется светлой полосою
Смиренная Москва-река.
Ее изгибами игриво
Объяты жатвы и луга…
П.А. Вяземский

 

Граф Алексей Григорьевич Разумовский

На высоком правом берегу Москвы-реки, над лугом и жатвой, «объятыми» одним из ее «игривых изгибов», недалеко от впадения в нее речки Истры стоит церковь, построенная в 1769 году тщанием графа Алексея Григорьевича Разумовского – церковь Знамение Пресвятой Богородицы, или Знаменская церковь. Издалека видна она с востока и запада, далеко разносится звон ее колоколов вдоль по долине реки Москвы, соединяясь, сливаясь в единое прославление Всевышнего со звонами окрестных храмов. Дивное описание этого дал в своем «Венке усадьбам» историк и краевед А.Н. Греч: «Субботними вечерами спускается по реке колокольный звон. Глухой, нескончаемо вибрирующий звук, голос саввино-сторожевского колокола, торжественный и патетичный, точно из музыки Бетховена. После него долгая пауза. А потом, разносясь по воде то ближе, то дальше – колокола звенигородских церквей, собора на Городке. Перекликаются Введенское с Поречьем, звон подхватывают Аксиньино и Исславское, Уборы и Петровское (добавим – Успенское и Знаменское – Авт.), Усово и Ильинское – и дальше по течению реки, от усадьбы к селу – до самой Москвы». (Цит. по: Памятники Отечества. № 32. С.7–8.)

В метрике Знаменской церкви, составленной в 1887 году и находившейся в фонде Московского археологического общества, отмечается уникальность здания, не имеющего сходства с какими-либо сохранившимися к концу ХIХ века постройками. В документе говорится, что «архитектура памятника, свидетельствует об отходе от художественных принципов барокко и характеризует ранний этап в развитии стиля классицизма. Кирпичный, с деталями из белого камня, снаружи и внутри оштукатуренный храм принадлежит к центрическим сооружениям ярусного типа (построен равносторонним крестом, вписанным в круг). Алтарь церкви с одним полукружием, без граней. Здание завершено приземистым, непропорционально малым барабаном, опирающимся на четыре столба, и венчается одной большой главкой.

Фасады, идентично обработанные пилястровыми бортиками с фронтонами и фигурными наличниками, носят плоскостной характер. С запада к церкви вплотную примыкают двухъярусная колокольня, верхняя часть которой была, возможно, перестроена. Длина церкви, считая с колокольней, – 24,9 метров (11 2/3 саженей), наибольшая ширина – 17 метров (8 саженей), высота до верха карниза – 7,1 метров (3 1/3 саженей)». (ЦИАМ, ф.454, оп. 3, ед.хр.71, лл.98–101).

В начале XX века церковь была покрыта железом, окрашенным зеленой краской. Отапливался храм в то время двумя голландскими печами. Церковь отличалась достаточно богатым убранством. Ее украшал вызолоченный четырехъярусный иконостас так называемого старого устройства с резными Царскими вратами. Над престолом возвышалась шатровая резная сень, венчанная крестом. По страховой карточке «Знаменской села Денисьева церкви 4 благочиннического округа Звенигородского уезда Московской губернии», подготовленной 26 июля 1910 года благочинным округа настоятелем Покровской церкви села Акулово протоиереем Василием Орловым стоимость иконостаса оценивалась в 3000 рублей и составляла одну треть всей оценочной стоимости церковного здания. (ЦИАМ, ф.799, оп.33, д.958, лл. 7–8)

Судя по Метрике 1887 года, храм изначально не был расписан. Фрески в храме появились позднее, в 1896 году, при украшении Никольского придела.